boruch: (Default)
[personal profile] boruch
Он, думаете, отчего зовется Глухой? Нет, ухо он на Той Войне потерял, но это хоть и давно, а Глухим его кличут чуть не с детства. Да вы не обижайтесь, это у нас такая местная хохма, у приезжих спрашивать, отчего Глухого зовут Глухим, а потом рассказывать, отчего на самом деле его так прозвали. Вы, я вижу, издалека, может даже с Побережья, вы и одеты не по-нашему, и пострижены не по-нашему и выговор у вас другой. Не знаю, как у вас там, на Побережье, или в Столице скажем, принято, а у нас почти у всякого есть какое-нибудь прозвище, другой раз и не догадаешься отчего именно такое. Хоть вот Глухого возьми, отчего он Глухой? У нас народ глазастый, все подмечает и если уж припечатают человека, век ему быть с таким прозвищем, да порой и не только ему. И жена его, и детишки будут так же зваться, пока не совершат чего-то такое, за что им собственные прозвища положат. Прозвище у нас, вроде второго имени и оно вроде отличительного знака. А если у кого нету - так значит ничего замечательного в человеке нету, не за что его отличать, пустой человек. Полицейского нашего знаете, Рула Полтора-ведра?

Так я хотел рассказать, почему Глухого зовут Глухой.

Это сейчас, видите деревня вытянулась вдоль озера и на холм залезла, а раньше там, где Залив Дурное Горло, кстати, знаете почему Горло и почему Дурное? Правда знаете? Да, забавная история. Так раньше, там где Дурное горло моста не было, а была герцогская земля и лес там был - настоящая чаща, а по-нашему - глушь. Медведи бывало вот такие выходили на берег нерестную рыбу ловить, кабаны плескались у бережка, в общинных-то лесах и зайца не вдруг добудешь или белку. Так нашего Глухого дед, как-то подвыпив после рыбной ловли, сказал мужикам, что хорошо б там построиться, вон какое место ловкое. Мужики посмеялись, да забыли, кто же его на герцогские угодья пустит строиться, а Дед Глухого похоже не шутил и как после войны отошел тот берег залива к нашему Государству, первый получил бумагу с разрешением поставить там дом и усадьбу. Разрешение-то он получил, а строиться на какие шиши?
То недород, то еще что божьей милостью, народ у нас крепкий, но лишнего не водится, короче, строиться начал Глухого отец, Аку, построил сарай, обнес участок забором, да и помер от какой-то болезни, оставив троих детишек, Глухой, тогда еще не Глухой - старший. Пацан совсем, но жилистый. По чужим огородам копался, в чужих лодках весло тянул, чтоб с матерью и младшими прокормиться, а спросишь бывало: Ну что Глухой, когда строиться-то начнешь? Вроде в шутку, а он серьезно так всегда отвечал: мол скоро, время есть. Такой был, да. А мог сделать вид, что не слышит, или что не с ним говорят, другому б ухи надрали, смотри в глаза и отвечай, а ему, сироте, прощали. Ну, не хочет слышать и не слышит. Вот тогда кто-то и назвал его Глухим. А тут Та Война и забрали его на войну копейщиком что ли, года вышли.

И так получилось, что в точности после Той Войны, демобилизованным увечным и раненым вышла от короля награда, небольшая, но по нашим деньгам, можно построиться, и Глухой, почитай через пятьдесят лет исполнил слова его деда, поставил дом в заозерной глуши, прямо в распадке над озером, а моста через Дурное горло тогда не было. И в том доме постоянно начал жить с матерью, сестра его вышла замуж в другую деревню, а брат уехал на Побережье, вроде матросом по морю плавает, но точно не знаю, может и не матросом, с Глухим пойди поговори, он шуток не понимает, а всерьез может сделать вид, что не слышит, он же Глухой.

Так вот Глухой не оттого Глухой, что уха лишился через вражий удар мечом, а что живет в глуши и глушь эту любит больше всего на свете. От людей он всякое видал, а в глуши ему простор и свобода. Скучно мне, говорит, в деревне жить, тесно, а в глуши птицы поют по-другому и зверье меня все знает и рыба лучше ловится. Про рыбу-то, между нами, врет, чего он там один наловит, разве что налимов по зиме, или лещей на перемет, коса там широкая, с нашей-то стороны сразу обрыв и камни. Но правда, что в деревне появляется почитай только по зиме, когда залив замерзает, бегает на лыжах сюда. А летом больше глушь обживает, может зверя какого бьет. Ну, пару раз за лето приедет на лодке с матерью, в лавке соли купит, муки, ниток, крючки всякие, пива выпьет, вот как вы сейчас, да и обратно в глушь, любит там быть.

Когда ветер с той стороны залива, иногда бывало слышно, как его мать поет наши песни. Не то что слышно даже, а как бы угадывается, знаете, как по вечерам у воды бывает. Вот такие люди, Глухие. Мать он впоследствии там же и схоронил, не повез на деревенское кладбище.

А лет через десять значит, как Глухой во исполнение дедовой думки отстроился на том берегу, приехали какие-то люди, одеты по-городскому, чернявые да бойкие, может с Побережья, а может из столицы, сказывали, что король повелел строить большую дорогу через наш Край и для прямоты той дороги через Дурное Горло построят мост, а они прибыли, чтоб сделать нужные расчеты и изыскания. Чего там за изыскания нам неведомо, мы и слов таких не знаем, хоть писать-считать обучены, но факт, что король за те изыскания платил хорошо. Пива они выпили прорву и слопали под пиво уйму копченой рыбы и платили за все серебряной монетой. Хорошие постояльцы, тогда папаша мой еще всем хозйством ведал. Глухой забеспокоился, хотя разговорры до него не доходили, а хоть и доходили, разве он скажет.

Глухой смотался вроде в волость и добыл бумагу, что лес на том берегу - заповедный и дорогу там строить никак невозможно, ту бумагу послал в столицу, прямо чуть ли не королю, слухи всякие ходят, в точности не знаю, врать не стану, а Глухого не больно расспросишь. И что вы думаете? Мост велели достроить, раз уж изыскания сделаны и расчеты всякие, а дорогу строить прекратить. Вот Глухой, а? Самого короля уболтал, черт, обойтись без дороги. Как вам это? А еще поступило разрешение на том берегу строить дома, буде у кого из деревенских возникнет желание и нужда, в прибрежной полосе, сразу за мостом. Только деревенским, никаким приезжим, такая специальная нам вольность.

Ну и постепенно появились там Заозерные Выселки, как мы их зовем, кто сына женатого отселил, кто сам подался за залив, чего ж не жить, когда мост к полям и в деревню. Ну, а Глухого-то дом, так один и остался стоять в глуши, от него поблизости подходящего места строиться не нашлось. И получил он специальную должность от казны, смотритель заповедных земель, вот как. Так что он теперь на том берегу считай главней всех. Когда какую рыбу ловить, когда силки на зайцев ставить и белку бить, все Глухой решает, обижать не обижает, он незлой вообще, а упрашивать его наловить рыбки сверх положенного и не в сезон, или пару бревен из лесу вывезти не из отмеченных на подсечку, бестолку, прикинется что не слышит, да и дело с концом, он же Глухой. В него как упрешься, считай в камень.

Еще пива, или время позднее? Вон и хозяйка моя закрывает ставни, а курятник уж на засове.

2025

S M T W T F S

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 21st, 2025 03:01 am
Powered by Dreamwidth Studios